?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Заметил, что порой в описании храмов в интернете встречаются ошибки и путаница в обозначении некоторых его частей. Порой ошибки мелкие, почти незначительные, порой - серьезные и даже комические. Являясь, так сказать, "действующим православным", решил набросать схему расположения частей храма - где у него что. Схема есть схема, она вещь довольно условная, многое зависит от конкретного архитектурного воплощения здания храма, поэтому в тех частях, где возможны варианты, я это отдельно оговорю.
И еще. Мое описание - не энциклопедия, а ликбез. Поэтому некоторые места и понятия я опустил - просто для упрощения, отразил только наиболее характерные детали. Интересующиеся по ключевым словам смогут найти подробности в интернете.


Итак, для начала - два рисунка. Цифрами помечены места, которые я описал ниже, они соответствуют друг другу на обоих рисунках.

План храма (ориентация традиционна для карт и планов - то есть, север сверху, юг снизу, и т.д.):


Вид на иконостас (свод и барабан условно не показаны):


Начнем, как и положено, с главного. А главное помещение в храме - это алтарь (1). Именно в алтаре происходят главные части православной службы. Именно в алтаре происходит и самое главное событие каждой литурги - пресуществление хлеба и вина в Кровь и Плоть Христовы, используемые для Причастия священнослужителей и должным образом приготовившихся прихожан.
Алтарь во время службы символизирует собой Царствие Небесное. В нем расположен Престол (не показан), шкафы со служебными книгами, часть служебной утвари - ручные подсвечники (а в храме, где служит архиерей или Патриарх - дикирий и трикирий), репиды - круглые металлические опахала на длинной ручке, и пр. позади Престола (с точки зрения прихожанина) стоит семисвечник. Его символика многообразна. Это и семь светильников огненных из Откровения Иоанна Богослова, и семь таинств Церкви (Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Елеосвящение, Брак (Венчание), Священство), и многое другое. В отличие от иудейской миноры, в которой свечи располагаются в один ряд, в православном семисвечнике свечи или лампады расположены ступенями - средняя выше всего, остальные спускаются вниз.
Престол внешне напоминает обычный стол, верхняя доска которого именуется "трапезой". Из-за этого порой случается путаница - изредка (обычно в архитектурной и храмоведческой литературе советского периода) алтарь именуют "трапезной", однако это неверно. Престол символизирует собой место восседания Святой Троицы, и одновременно - Гроб Господень, и т.д. Прикасаться к Престолу после его освящения позволено только возведенным в сан - то есть, от диакона и выше.
Доступ в алтарь весьма жестко ограничен. В общем случае, в алтарь имеют право входить священнослужители (дьяконы, священники, епископы и архиереи) и алтарники - миряне, не имеющие священного сана, но получившие особое благословение на помощь священнослужителям.
В качестве исключения, по особому благословению священника или архиерея, в алтарь имеют право войти и мужчины-миряне. Обычно такое бывает, если в алтаре надо провести какие-то хозяйственные работы - например, поправить шкаф, или починить стенные светильники. В древности в них ставили свечи, сейчас - лампы накаливания или даже энергосберегающие лампы. Такие "вольности" допускаются потому, что их назначение чисто утилитарно - они должны просто освещать помещение алтаря.
Женщины в алтарь не допускаются. Даже новорожденых девочек при Крещении не вносит священник в алтарь - только подносит к Царским Вратам. В качестве крайне редкого исключения, в алтарь позволяется входить древним старухам-монахиням, по особому благословению. Так бывает только в женских монастырях, но и там подобные случаи единичны.
Надо отметить, что это не означает (как порой утверждают незнающие), что женщинам, дескать, "дорога в Царствие Небесное закрыта". Дорога туда открыта всем святым, то есть, достигшим собственными усилиями и при непременной и обязательной помощи Божией спасения - очищение от грехов. Однако ж "несть человека, чтоб жил и не согрешил". Дело в другом. Женщины отстранены от священнослужения в память того, что, согласно Писанию, Ева (первая женщина) первой соблазнилась на лесть диавола-змия и следом соблазнила и Адама.
В заключение надо заметить, что свое особое значение алтарь имеет даже в порушенном храме (предание утверждает, что Ангел храма остается на месте его алтаря даже тогда, когда храм разрушен бесследно). Поэтому лучше продолжать придерживаться общих правил - даже в разрушенном храме мужчинам не входить в алтарную часть без необходимости, а женщинам - воздержаться от входа туда вообще.
Только - пожалуйста! - не надо в комментариях писать нечто вроде "А я не верю, хочу - и вхожу!" Мое дело - предупредить и предостеречь. А уж дальше - "Каждый выбирает для себя."
Архитектурно алтарь может быть выполнен как традиционно, с одной или тремя апсидами-закруглениями, так и упрощенно - прямоугольным завершением, иногда алтарь обустраивают в виде "храма в храме" - кувуклии (так выполнен алтарь, например, в Храме Христа Спасителя в Москве).
Алтарь от остального помещения храма отделен алтарной преградой. Она может быть как капитальной (кирпичной), так и бревенчатой, и даже дощатой. На внешней, обращенной в помещение храма, стороне преграды обычно размещают собранные в иконостас образа Спасителя, Богородицы и/или святых. В алтарной преграде  устраивают три проема - один для Царских врат и два - для дверей.

Царские Врата (2) располагаются в середине алтарной преграды, и всегда распашные, из двух створок. Прямо напротив Царских врат в алтаре стоит Престол. В целом Царские Врата знаменуют собой открытые (или закрытые - смотря по моменту службы) Врата рая. Царскими их именуют не потому, что через них когда-то входили цари, а потому, что это - врата, которыми входит Царь славы, Сам Спаситель. Использование Царских врат для утилитарных целей (просто войти-выйти) недопустимо - через них входят и выходят только служащие, и только в некоторых местах службы, например, именно Царскими вратами выходит священник, неся Чашу с Причастием, то же относится и к пространству между Царскими вратами и Престолом. Этого же принципа стоит придерживаться даже в разрушенном храме. Образа, помещенные на Царских вратах, всегда одинаковы. В верхней части на обоих створках размещен образ Благовещения (слева - благовествующий Ангел, справа - внимающая ему Богородица), ниже располагаются образа четверых Евангелистов.

По обеим сторонам от Царских врат расположены две двери (3). Левая дверь называется дверью в жертвенник (северной дверью), правая - дверью в диаконник или ризницу (или южной дверью). Северную дверь (дверь в жертвенник) используют в начале службы. А вот южной дверью (дверью в ризницу) пользуются наиболее утилитарно - например, для входа в алтарь перед службой, для хозяйственных нужд, для уборки внутри алтаря.
Поэтому, если в разрушенном храме возникла необходимость войти в помещение алтаря, то лучше всего сделать это через проем южной (самой правой) двери, и обходить алтарь вдоль восточной стены (апсиды), чтобы не пересекать место между Престолом и Царскими вратами.

Православный храм может иметь как один придел, называемый Главным (4), так и от двух и более малых, или боковых, приделов (5). В первые века христианства боковые приделы являлись как бы продолжением алтаря. В левом (северном) приделе располагался жертвенник, в южном - ризница или диаконник. Собственно, ризница - это помещение для хранения богослужебных книг, священных облачений, богослужебных сосудов и пр. Однако позже жертвенник был перенесен в северную часть алтаря (в северную апсиду, если алтарь трехапсидный), а ризница - в южную часть алтаря (южную апсиду). Иногда, за неимением достаточного места, большую часть ризницы располагают вообще в отдельном помещении внутри храма, а в южную часть алтаря приносят необходимые для сегодняшней службы книги и облачения. В боковых же приделах стали устраивать дополнительные алтари. Иногда таких приделов бывает три, пять и больше, порой они располагаются не сбоку, а выше или ниже главного придела (и тогда их иногда называют Верхним или Нижним храмами). В каждом из приделов устроен отдельный алтарь, со своим жертвенником, Престолом, ризницей, Царскими вратами и дверьми. То есть, по сути, получается несколько самостоятельных храмов, состроенных в одно здание. Так что термины "трехпридельный храм" и "трехпрестольный храм" эквивалентны. На рисунке подробности устройства боковых приделов я просто не показал.

Иконостас (6), размещенный на алтарной преграде, также непременная часть православного храма. В зависимости от размеров храма в нем может быть от одного до пяти рядов икон, в самом минимальном объеме это четыре иконы. Справа от Царских врат помещают образ Спасителя (обычно - "Господь Вседержитель", поясное изображение Спасителя с книгой-Евангелием в левой руке, обычно с видимой частью слов "Заповедь новую даю вам да любите друг друга", и благословляющей правой рукой), слева - образ Боргородицы (может быть любой, почитаемых образов Богородицы очень много). Между дверью в ризницу и южной стеной храма помещают храмовую, или престольную, икону, с изображением святого или евангельского события, в память которого освящены храм и Престол, а между дверью в ризницу и северной стеной - местночтимая икона, она может быть любой, как и остальные иконы этого ряда.
Остальные иконы в иконостасе размещены рядами, каждый из которых имеет собственное название и обязательное в целом содержание.
Второй снизу ряд носит название Деисусного ряда. В центре его расположен образ "Спас в силах". На ней изображен в рост Спаситель, восседающий на Небесном Престоле, с Евангелием в левой руке и благословляющей десницей (правой рукой), на фоне синего овала, в поле которого размещены изображения Ангелов (символика мира духовного), а сам овал написан на фоне красного прямоугольника (как бы плата) с оттянутыми углами, в которых изображены Ангел, Лев, Орел и Телец - то есть, изображения четырех Евангелистов, как их описал в Откровении Иоанн Богослов. Справа от Спасителя помещают образ Иоанна Предтечи, за ним - Архангела Гавриила, слева от спасителя - образ Богородицы, а за ней - Архангела Михаила. За образами Архангелов изображают Апостолов, а за ними - различных святых, по желанию строителей или благотворителей храма. Если в этом ряду изображены, кроме Спасителя, Иоанна Предтечи, Богородицы и Архангелов, только двенадцать Апостолов (по шесть с каждой стороны), то такой ряд называют Апостольским.
Выше Деисусного ряда расположен Праздничный ряд. В нем помещают изображения наиболее значимых христианских праздников. В середине ряда расположена икона Воскресения Христова, а по сторонам от нее - иконы Пятидесятницы (или Сошествия на Апостолов Святого духа), Крестовоздвижения и иконы двунадесятых праздников.
Над Праздничным рядом располагается Пророческий ряд. В середине его обычно располагается образ Богоматери "Знамение", а по сторонам от него - обращенные к Богоматери фигуры ветхозаветных пророков, со свитками в руках.
Самый верхний ряд иконостаса называется Праотеческим, в центре его помещается образ Троицы, в виде трех Ангелов, восседающих у стола, т.е., так, как все три лика Троицы были явлены Аврааму у Мамврийского дуба, а по бокам - изображения святых праотцев, то есть, от Моисея и дальше вглубь времен.
Венчает иконостас Голгофа - изображение возвышения с расположенным на нем Крестом.

Перед Царскими вратами находится небольшое полукруглое возвышение, приподнятое обычно на высоту одной-трех ступенек - амвон (7). Он продолжает смысловой ряд, начатый Престолом и Царскими вратами. С амвона священник, епископ или архиерей произносит проповедь, знаменуя этим Нагорную проповедь Спасителя, на амвон же священнослужитель выходит, неся Чашу с Причастием для причащение прихожан, с амвона благословляет верующих во время службы. Подниматься на амвон мирянам не допускается - в крайнем случае на одну нижнюю ступеньку во время Причастия.

По сторонам амвона расположена солея (8). Она обычно строится вровень с амвоном, или на одну ступеньку ниже его. На солею верующие поднимаются, чтобы приложиться к иконам нижнего ряда иконостаса и поставить в ним свечу.

Пространство перед амвоном и солеей называют средней, срединной частью храма, иногда - кораблем (9). В этой чсти храма находятся верующие, молитвенно участвующие в богослужении.

По бокам средней части расположены два клироса (10) (в народной речи порой звычит как "крылосы" или "крыльца"). Конкретное их расположение сильно зависит как от размеров храма, так и от архитектуры. Изначально они располагались на северной и южной оконечностях солеи, в небольшом храме без боковых приделов они могли быть расположены вдоль северной и южной стен, а если в этих стенах проделаны ворота - то позади них, так, как на рисунке. В очень больших храмах их иногда располагают на балкончиках над головами молящихся. Во всех случаях клиросы приподняты над полом, на них располагаются певцы (певчие) и чтецы (пономари). Клиросы знаменуют собой хоры ангелов и святых, воспевающих Богу.

Заканчивается основное помещение храма трапезной частью(11). В древности (в первохристианские времена) в ней помещали столы для трапез храмового клира и прихожан. Позже эта практика была прекращена (при храмах стали строить отдельные трапезные залы, в подклете (подвале) основного здания или вообще отдельно), но название осталось. Четкого разделения храма на срединную и трапезную часть нет - оно весьма условно. Иногда в качестве видимой границы служат столбы, поддерживающие свод храма, иногда - задний край клиросов, а чаще всего эта граница вообще условна.

Перед главным входом в храм обычно расположен притвор (12). Его первая функция - служить в роли сеней  зимой - ибо зимой только главный вход - западные врата (14) и открыт. Северные (15) и южные (16) врата, если они есть, обычно открывают только в теплое время года. Иногда притвор строится не просто как сени или тамбур, а устраивают по сторонам его дополнительные помещения (помечены на рисунке пунктиром). Там порой располагается основная часть ризницы, свечной ящик, комнаты отдыха для священнослужителей, и прочие подсобные помещения.

Над притвором нередко строят колокольню (13). Реже ее выносят в отдельное здание, сбоку от храма.  При древних храмах часто строили не колокольню, а звонницу - отдельную стену с лестницей внутри нее или на внешней галерее. В проемах стены подвешивали или колокола, или била - бронзовые пластинки разного размера. Наличие бил говорит либо о седой древности храма (колокола появились позже), либо о его относительной бедности - била и сейчас, и раньше стоят гораздо дешевле колоколов. Однако и звук от колоколов гораздо красивее. А вот называть, как иногда бывает, колокольню звонницей неверно.

Перед западными вратами в храм расположено обычно ступенчатое крыльцо, называемое папертью (17). Именно на ней помещались просящие милостыню у верующих. Просить в храме не разрешается.

Вот почти и все. Осталось одно, не относящееся впрямую к архитектуре храма. Под его куполом висит некое подобие люстры - это паникадило (18). Не надо путать его с кадилом - небольшим инструментом в виде разъемного по экватору яйца, с подставкой снизу, тремя цепочками сверху и крестом на верхней крышке.

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
revierloky
9 мар, 2012 06:39 (UTC)
Утащила в избранное ))
Пасиб ))
Про алтари разрушенных храмов - не знала. В свое время много где полазили (((

Edited at 2012-03-09 06:43 (UTC)
(Анонимно)
8 апр, 2012 18:07 (UTC)
Доступно и понятно - спасибо!
sdelano_v_sssr
8 апр, 2012 19:21 (UTC)
Рад, что смог помочь!
kot_begemott
12 окт, 2012 19:34 (UTC)
Большое спасибо. Меня читатели иногда просят всё это написать, но было лень. Так что делаю ссылки на Вас))

Edited at 2012-10-12 19:34 (UTC)
livejournal
12 окт, 2012 19:44 (UTC)
Ликбез по православию
Пользователь kot_begemott сослался на вашу запись в записи «Ликбез по православию» в контексте: [...] правильно написано: Провославный храм. Где и что - http://sdelano-v-sssr.livejournal.com/23812.html [...]
livejournal
12 окт, 2012 20:41 (UTC)
Ликбез по православию...
Пользователь pybikon сослался на вашу запись в записи «Ликбез по православию...» в контексте: [...] правильно написано: Провославный храм. Где и что - http://sdelano-v-sssr.livejournal.com/23812.html [...]
livejournal
12 окт, 2012 22:18 (UTC)
Ликбез по православию
Пользователь el_tolstyh сослался на вашу запись в записи «Ликбез по православию» в контексте: [...] правильно написано: Провославный храм. Где и что - http://sdelano-v-sssr.livejournal.com/23812.html [...]
skelet
13 окт, 2012 10:11 (UTC)
Ангел храма остается на месте его алтаря даже тогда, когда храм разрушен бесследно). Поэтому лучше продолжать придерживаться общих правил - даже в разрушенном храме мужчинам не входить в алтарную часть без необходимости, а женщинам - воздержаться от входа туда вообще.

-- а можно уточнить: ангел опасен для мужчин и особенно женщин, или наоборот? или какая ситуация?

спасиба
( 10 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

герб
sdelano_v_sssr
sdelano_v_sssr

Latest Month

Октябрь 2014
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner